Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Идейное содержание

«Я от души желаю, чтобы победа впредь оставалась за нашей безгранично талантливой молодежью, которая призвана создать первую музыку коммунистического общества и лучшую музыку в мире»,— писал когда-то Н. Я Мясковский.

За семь десятилетий, прошедших со дня победы Великого Октября, Русская музыка, пройдя блистательный путь развития, достигла высоких вершин. Сложилось новое понятие — Русская музыкальная классика. От классиков русской музыки XIX века ею восприняты эстетические основы: демократичность, прогрессивность, реализм, ибо те художественные задачи, которые стоят перед новой музыкой, могут быть решены только средствами реалистического искусства.

В центре творчества большинства советских художников по-прежнему остается человек.

Как часть мировой культуры, рожденная в условиях современных бурных преобразований, охвативших все страны и континенты, Русская музыка не может не отражать явления окружающей жизни. Наша музыка является летописью нашего времени, причем летописью, написанной не бесстрастными наблюдателями, а людьми, тонко реагирующими на все события, живущими жизнью своих современников и причастными ко всему значительному, что происходит вокруг.

Основная черта творчества лучших советских композиторов — актуальность, которая, будучи поднятой на высокий уровень идейной и философской обобщенности, стала глубоким и жизненно правдивым образным воплощением современности. И очень важно то, что выражена эта современность с неповторимым художественным совершенством, какое доступно лишь крупным художникам, мастерам. Даже если тот или иной композитор обращается к событиям далекой истории, он ставит и решает проблемы сегодняшнего дня. И в этом — одно из главных достоинств русской музыки.

Наше время требует от художника решения многих сложных творческих проблем — и тех, что возникали всегда, и тех, что возникают сейчас. Одна из них — изменения, которые, обусловленные жизнью, происходят в различных музыкальных формах и жанрах — от самых простых, непритязательных, до. самых сложных, рассчитанных на серьезное, вдумчивое вслушивание, постижение. Особенно значительные изменения претерпевает в наше время симфоническая музыка. Устоявшиеся ранее схемы сонатно-симфонической формы (с ее обязательными главной и побочной темами, с разработкой, репризой), а также строения симфоний, сонат, инструментальных концертов с почти обязательной последовательностью быстрых и медленных частей или эпизодов (при одночастной форме) становятся ныне необязательными. Все подлежит пересмотру, и в каждом отдельном случае определяется замыслом композитора, содержанием, которое вкладывается в то или иное сочинение. Мы имеем возможность убедиться в этом на примере симфоний Шостаковича. Теперь же, в наши дни, этот процесс ускоряется. Необходимость перемен, жажда их, стремление отойти от устоявшихся норм породили смешение жанров, т. е. использование в одном произведении различных жанровых элементов.

Идейное содержание

Глубина идейного содержания и высокий художественный уровень этих произведений обеспечивают им долгую жизнь.

Нам, современникам, трудно судить о художественной значимости творчества живущих ныне композиторов — каждый из них по-своему оригинален как творческая личность, каждый находится в поисках, становлении. И трудно предугадать, завершится ли поиск интересными находками, становление — их мужанием, зрелостью и как долго продлится этот процесс. Чтобы понять, осмыслить любое значительное явление, необходима некая временная дистанция, взгляд издалека.

Лицом к лицу — лица не увидать, Большое видится на расстоянье.

сказал С. Есенин, и с этим нельзя не согласиться.

Становление каждого крупного художника — всегда процесс сложный. Сложны и непредсказуемы оценки его современниками. Поиски нового всегда сопряжены с риском для ищущего, и находки, обретения не всегда приносят успех или хотя бы понимание современников, ибо ничто в человеке не инертно так, как слух. Именно слух стремится чаще всего к узнаваемому, знакомому — тому, что однажды уже доставило эстетическое наслаждение. И вместе с тем именно слух не хочет мириться с давно знакомыми, приевшимися интонациями. Трудно композитору удовлетворить потребность слушателей в новом, еще неслыханном, и одновременно — в знакомом, привычном для слуха, в том, что привычно для восприятия и дорого сердцу. В наши дни рождаются интереснейшие произведения, свидетельства не только высокой талантливости наших композиторов, но и их широкой музыкальной эрудиции, образованности.

Многообразны истоки, питающие творчество советских композиторов. Здесь и знание классических традиций русской и западноевропейской музыки, и интерес к современной зарубежной культуре, к лучшим ее достижениям, и непреходящий интерес к национальному фольклору, в особенности к малоизученным его пластам (старинные древнерусские песнопения, причет, скоморошина, а также революционная песня, современная частушка). Примеры тому — в симфониях Д. Д. Шостаковича, хорах и ораториях Г. В. Свиридова, операх и инструментальных произведениях Р. К Щедрина и др. Связи с джазом проявились в инструментальных концертах Р. К Щедрина, А. Я. Эшпая. Всевозможные заимствования и взаимодействия обогащают музыкальную палитру, делают «интернациональнее», современнее, богаче язык музыки. Велико и воздействие других видов искусства — живописи, литературы. Так было всегда, и теперь О. в. Тактакишвили. это воздействие очень значительно.

Под влиянием новых условий бытования музыки, ее широкого распространения (радио, телевидение) возникают новые жанры и преобразуются старые: в большой мере изменяются и музыкальный язык, и средства музыкальной выразительности. Родилась телеопера, радиоопера, кинобалет, радиооперетта. Русская музыка продолжает и сейчас свое обновление, а стало быть, и свою жизнь. Впитывая новое, испытывая влияния, она и сама оказывает огромное влияние на развитие мировой культуры. Казалось бы, после многих удивительных находок в области музыкальных форм, языка и других средств выразительности, какие совершили русские композиторы, открыть что-либо новое уже невозможно. Только на рубеже последних двух веков в русской музыке было столько свершений — Римский-Корсаков, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев! Но тем не менее новое продолжает рождаться и утверждаться в русской музыке и сегодня. Творчество таких оригинальных, своеобразных композиторов, как О. В. Тактакишвили, А. Г. Шнитке, А. Н. Холминов, А. П. Петров, А. Я Эшпай и др.— тому свидетельство.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"