Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


бак анализ воды

 

 

Конёк-Гурбунёк

На основе музыки этого балета было создано впоследствии концертное произведение для симфонического оркестра «Романтическая музыка», в котором не просто объединены отдельные балетные номера (такие балетные сюиты композиторы обычно выстраивают из контрастных, отобранных по своему желанию номеров), а самостоятельная развернутая симфоническая поэма, вместившая в себя основную драматургическую линию романа — любовь Анны. Это придало музыке цельность, завершенность, а содержание получило последовательное развитие.

Раскрытию содержания симфонической поэмы помогают названия частей, данные им самим композитором: «Дурное предзнаменование», «Ложь Анны», «Бунт Анны», «Сны Анны», «Гибель Анны».

В 1979 году в Большом театре состоялась премьера оперы Р. К. Щедрина «Мертвые души».

В основу ее сюжета положена бессмертная поэма Гоголя, по которой композитор сам писал либретто. Свое произведение Щедрин назвал «оперными сценами по поэме Н. В. Гоголя», что в большой мере определило его структуру. В трех действиях последовательно развивается основная, повествовательная линия сюжета, раскрываются в своих психологических особенностях характеры. Причем эти сцены — монологические, диалогические, ансамблевые — все имеют истоком язык гоголевской поэмы, его неповторимый колорит. Прозу Гоголя Щедрин сохранил без изменений, естественно, сократив отдельные сцены в соответствии с своим замыслом.

Гоголевская проза привлекала внимание и других композиторов. М. П. Мусоргский написал оперу «Женитьба», П. И. Чайковский — «Черевички», Н. А. Римский-Корсаков — «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь», Д. Д. Шостакович — оперу «Нос», А. Н. Холминов — оперы «Коляска» и «Шинель».

Самое поэтичное произведение Гоголя

Р. К Щедрин же обратился к самому сложному, самому поэтичному произведению Н. В. Гоголя, одному из самых сложных во всей мировой литературе. Сегодня опера «Мертвые души» признана интереснейшим музыкальным произведением современности и поставлена в нескольких театрах в нашей стране и за рубежом.

В ней соединилось все лучшее, что свойственно этому композитору — связь с русским фольклором, с традициями русской классической музыки XIX века, а также неустанные поиски новых музыкальных форм, новых приемов музыкальной выразительности. Все это особенно заметно в речитативах, в портретной характерности музыкальных образов, в красочной речевой выразительности оркестра.

Есть в этой опере и нечто принципиально новое, небывалое для оперной сцены. Это небывалое, щедринское, проявилось в оригинальном приеме — разделении содержания оперы как бы на два пласта, два плана, которые противостоят один другому и одновременно один другого дополняют. Один представляет нам основных персонажей гоголевской поэмы, через него подается сюжетная линия. Другой — особый мир гоголевской лирики, в нем по-гоголевски ярко, точно развивается тема России, которая выражена посредством музыки, очень близкой к народной. Этот план, подобно лирическим отступлениям, которыми изобилует поэма Гоголя, периодически вторгается в действие, неотступно напоминая о России, о народе. Образ народа воплощен в вокальных номерах — сольных и хоровых. Большое место здесь занимает подлинно народная мелодия «Не белы снеги», которая упоминается Гоголем. Но, конечно, такой ищущий художник, как Щедрин, не может просто копировать мелодии народных песен, по особым законам русской народной песенности он создает свои, оригинальные композиции.

Песни эти исполняются в народной манере то солисткой, то небольшим хором, который заменяет скрипки и расположен в оркестровой яме.

В этой стихии народной протяжной песни встречаются и элементы народных плачей, причетов, с характерными для них горестно ниспадающими интонациями в конце фраз, с вариантным развитием одной и той же короткой мелодической попевки. Это встречалось у Щедрина и раньше, например в оратории «Ленин в сердце народном», в эпилоге, где сочетаются лирическое и обрядовое начало русского фольклора.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"