Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


купить шорты

 

 

Музыкальная основа произведений

Музыкальную основу произведений составляют частушки — русские частушки, в которых отражаются самые различные, порой полярные черты национального характера: озорства, удали, широкой открытости души — и тихой печали, скромной застенчивости, неприметной неяркости чувств.

В русской частушке, как и в русской душе, непостижимо сплелись бесшабашный, неудержимый надрыв и целомудренная сдержанность, злая насмешка, беспощадность суждений и горячее участие, способность сострадания чужой беде — «подружки» или «миленочка».

Появившись недавно в профессиональном музыкальном обиходе, частушка сразу завоевала себе место, с одной стороны, благодаря несложности мелодических формул, а с другой — сиюминутной отзывчивости на все происходящее.

«Все происходящее в жизни народа — от крупнейших исторических событий до интимных и лирических переживаний — незамедлительно в тот же день, а то и в ту же минуту (импровизируя на месте) находит свое отражение в частушке». Говоря о достоинствах этого народно-песенного жанра, помимо лаконичности, остроты ритма, Р. Щедрин как особое достоинство отмечает в ней «непременное чувство юмора как в тексте, так и в музыке», что оказывается очень близким его творческой манере.

В опере «Не только любовь» частушка дана так, как бытует в народе — на деревенской улице и в клубах, в будни и в праздники: на сцене та же обстановка, в которой «живет» частушка. И самое существенное — в опере, как и в жизни, частушка тонко реагирует на все происходящие события. Частушка неразлучна с героями оперы. С ее помощью они выражают свои чувства, свое отношение друг к другу; ею, частушкой, выносят приговор тому или иному поступку, комментируют происходящее. Порожденная каким-то определенным настроением, частушка и сама создает его, подчас раскрывая внутреннюю суть событий, разъясняя их подтекст, дает им нравственную оценку. Причем, частушка не является «инкрустацией», т. е. вкраплением в инородную и даже чужую ей музыкальную ткань. Нет, частушечные интонации пронизывают собой всю музыкальную ткань оперы. Даже там, где частушка как таковая не звучит, все равно музыка, оркестр как бы «договаривает» за героев.

Очень близок к этой опере по стилю концерт для оркестра «Озорные частушки». На первый взгляд может показаться, что «Озорные частушки» всего лишь блестящая пьеса для оркестра, в которой мастерски использованы незатейливые частушечные мотивы. Но даже при первом знакомстве поражает необычная манера, в какой эти мотивы поданы, необычайное их сочетание, противопоставление, благодаря чему эти мелодии живут, активно действуют, как бы дополняя друг друга.

Музыкальные темы

Главное же в том, что музыка непостижимым образом из этих непритязательных мелодий создает образ завершенный, зримый, конкретный — то юношески озорной, даже задиристый, то лиричный. Все эти музыкальные темы, мотивы представляют сразу множество различных образов. Кажется, целое общество молодых людей, певцы и певуньи, сойдясь на деревенской околице или в клубе, где царит атмосфера живого состязания, соревнуются в импровизациях.

И все-таки это — концерт, где соревнуются между собой различные музыкальные инструменты. Слов нет, но яркие оркестровые тембры, яркие и разнообразные мелодические темы, то певучие, то остро-ритмические, создают праздничную картину.

Стремительно движущиеся мелодии, порой мелькающие их отдельные интонации создают как бы нарисованную различными красками картину народной жизни, причем картина эта праздничная, радостно-кипучая; она как бы вобрала в себя незатейливый деревенский быт и возвысилась над ним. Сжатые, как пружины, мелодические фразы дробятся на отдельные осколки, которые, каждый в отдельности, играет, переливается всеми цветами музыкальной радуги.

Удивительно крепок этот сплав простоты — порой даже примитива — и сложности, утонченной изысканности. Интересно, что почти каждый частушечный напев, представленный голосом-инструментом, является с особым сопровождением, напоминающим сложный гармошечный наигрыш — кудреватый, переливчатый. Инструменты «выпевают» куплеты, строфы, но нигде эти строфы, куплеты не повторяются дословно — всегда они гибко, даже изощренно изменяются.

В 1969 году, незадолго до празднования 100летия со дня рождения В. И. Ленина, Р. К. Щедрин написал ораторию для трех солистов, хора и оркестра «Ленин в сердце народном». Это монументальное произведение очень самобытное, свежее по музыкальному материалу, новое по замыслу и исполнению. Литературным первоисточником его послужили слова народной сказительницы М. С. Крюковой, воспоминания латышского стрелка-красногвардейца А. В. Бельмаса и рассказ работницы П. А. Наторовой. Так сложилась повесть, рассказанная о Ленине представителями различных слоев народа. Просты и бесхитростны рассказы этих людей о Ленине. В них не только воспоминания, но и вера в бессмертие вождя.

Основная идея музыки

Основная идея, раскрывающаяся во всех шести частях оратории,— Ленин живет в миллионах человеческих сердец, Ленин — в сердце народном, хотя в целом это произведение траурного характера, а в каждой части есть напоминание о смерти великого человека.

Музыка оратории, особенно в хорах, часто близка к народному складу, в ней сочетаются интонации былинного речитатива и широкой лирической песни. Однако сольные речитативы по складу ближе к современной музыке и чем-то напоминают человеческий говор, что так свойственно было классикам XIX века — Даргомыжскому, Мусоргскому. Ритмическая раскованность придает им характер непринужденного повествования.

В целом же оратория явилась очень смелым, новаторским и вместе с тем во многом традиционным произведением, очень целостным по форме, с особыми принципами музыкальной драматургии, сквозным действием, непрерывностью музыкального развития. Музыка ее волнует, захватывает, как сама реальная действительность, с ее конкретными образами людей и эпически обобщенным образом народа. За это произведение Р. К. Щедрину присуждена Государственная премия Российской Федерации.

В произведениях Р. К. Щедрина 60—70х годов очевидны не только новаторские, современнейшие приемы письма, но и древнейшие формы национального фольклора как одного из самых сильных элементов творческого стиля этого композитора, причем в более широких, чем ранее, проявлениях. В них уже не только частушка, но и былинные, а также древнейшие знаменные напевы, игровые, лирические протяжные песни, плачи и причитания.

70е годы явили собой новый период в творчестве композитора. Теперь он не столько ищет новые формы, стилевые истоки, сколько углубляется в психологические проблемы. Для этого необходимо воплощение в музыке значительной драматической темы, которая показывала бы значительную человеческую личность. Если ранее композитор, стремясь испробовать себя в различных областях своего искусства, обнаруживал особое пристрастие к виртуозному стилю (благодаря блестящей виртуозности ему доступны самые высокие завоевания современной музыки!), то теперь его главный интерес вызывает психология героев, глубинный смысл их поступков.

Балет «Анна Каренина» стал знаменательной вехой на новом пути. В этом балете Р. К. Щедрин показал себя как художник, блестяще владеющий различными, фольклорными и современными, стилями, способный в своих произведениях поднимать «вечные» проблемы человеческого бытия, показывать мятежную и страстную жизнь человеческого духа, представлять яркие, многомерные характеры.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"