Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


Renaissance элитная мебель Италии, кухни модерн и классика в Москве недорого

 

 

Р. К. Щедрин

Творчество одного из самых талантливых композиторов современности Родиона Константиновича Щедрина чрезвычайно разнообразно. Им написаны оперы, балеты, крупные симфонические, камерные произведения, которые часто звучат на концертной эстраде и по радио.

Многие источники питают творчество Р. Щедрина. В нем преломились традиции русской музыкальной классики прошлого столетия и некоторые черты современных западноевропейских течений, но главное пристрастие композитора — русский национальный фольклор, причем в различных его проявлениях: и протяжная лирическая песня, и суровый старинный напев, и задорная частушка.

Лучшие сочинения Р. К. Щедрина увлекают свежестью звучания, смелостью замыслов, новизной музыкального языка. Поражает разнообразие музыкальных мыслей, их яркая эмоциональность, особая выразительность. Симфонические произведения Щедрина — симфонии, инструментальные концерты — наполнены звучанием современности, ее мелодиями, ритмами, разноголосицей жизни, всегда неожиданной в своих проявлениях. Р. К. Щедрин родился в 1932 году в Москве в семье музыканта; после окончания Хорового училища обучался в Московской консерватории, которую окончил в 1955 году как композитор (по классу Ю. А. Шапорина) и как пианист (по классу Я. В. Флиера) одновременно.

Еще во время учебы его учитель Ю. А. Шапорин сказал: «Многого можно ожидать от Родиона Щедрина — одного из самых талантливых среди нынешней композиторской молодежи». Ожидания маститого музыканта оправдались: Щедрин действительно один из самых интересных, самобытных советских композиторов.

Талантливый художник

С первых же творческих шагов молодой композитор проявил себя пытливым художником, чья музыка несет в себе значительный элемент новизны, необычности.

В его ранних произведениях — Фортепианном квартете, посвященном Зое Космодемьянской, Фортепианной поэме «Мария Мельникайте», симфонической поэме «Повесть о настоящем человеке», Фортепианном квинтете с эпиграфом из Маяковского, вокально-симфонической поэме «Двадцать восемь» о героях-панфиловцах — нашли воплощение героические образы, что указывает на творческие устремления Щедрина к героическим и гражданским темам.

Постепенно складывалось то индивидуальное, личностное, что присуще стало зрелому композитору. Прежде всего это национальная определенность образов, нашедшая отражение в мелодиях, гармонии, во всем «облике» его музыки, что довольно ярко проявилось в фортепианной сюите «Праздник в колхозе», интересной гармоническими и ритмическими находками, особенно во второй части, названной «Девичьим хороводом». Знаменательна в финале этого произведения первая частушечная «ласточка» (подлинно народная мелодия «Не сама машина ходит»), которая звучит необычайно оригинально и вместе с тем по-щедрински сердечно, с юмором. В этом произведении уже вполне четко обозначился своеобразный авторский почерк композитора.

Подлинные мелодии встречались в его музыке и раньше: белорусская мелодия в Фортепианном квинтете, мелодия русской песни в поэме «Двадцать восемь».

С годами все глубже и полнее постигает композитор мир народной музыки, все лучше понимает человеческую натуру. Свидетельство тому — прекрасные драматические и трагедийные образы, лирически-светлые, буйно-веселые, озорные, которыми наполнены его произведения. А острое ощущение комического, природный юмор создают в его музыке настроение радости, здорового народного веселья.

Впервые все это с особой силой ощутилось в Фортепианном концерте и в балете «Конек-Горбунок», созданных в середине 50х годов. Оба произведения сразу обратили на себя внимание слушателей и были оценены по достоинству: Первый концерт, прозвучав на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве, был отмечен премией, а балет поставлен в Большом театре.

Влияния предшественников

Конечно, в этих первых крупных сочинениях заметны влияния знаменитых предшественников — С. Прокофьева, И. Стравинского, но несомненно также и своеобразие молодого композитора — его пристрастие к еще мало тогда разработанному слою русского фольклора — частушке.

Балет «Конек-Горбунок» был создан по заказу Большого театра. Трудно с определенностью сказать, что вдохновило композитора на работу над ним — содержание сказки, озорные ли образы, порожденные народной фантазией, которые выявили в натуре композитора именно ему присущие черты — незлобивую насмешку, мягкий юмор, особую пластичность музыкальных образов, их острую характерность. Скорее всего и то, и Премьера оперы «Не только любовь» в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

другое; произошла счастливая встреча творца и его темы. И вот в двадцать с небольшим лет начинающий, еще не окончивший консерваторию композитор осуществляет крупный замысел, в котором так полно и так ярко выявились черты его творческой натуры. Все эти черты остались свойственными Щедрину и в дальнейшем: яркие, рельефные интонации, особая выразительность отдельных музыкальных фраз, близких к речевым интонациям, изобразительность музыки, подчеркивающей определенный жест, мимику, пластику движения, которое в свою очередь выражает движение души.

Конечно, не только Щедрин пользуется теми или иными приемами выразительности, которые помогают созданию образов конкретных, зримых. Но особое щедринское начало проявилось в «Коньке-Горбунке» столь ярко, что позволило уже тогда говорить о новой своеобразной творческой личности.

Содержание сказки Ершова, написанной более полутора веков назад, оказалось очень созвучным таланту композитора: русская сказочность, сочетавшая фантастику и реальный быт, озорство и юмор, бесшабашность и наивность, очень хорошо выражены в музыке. Здесь преобладают комедийные элементы: музыкальные характеристики братьев, царя Гороха, пляс Ивана с ребятишками, танец шутов и шутих, драка Карася с Ершом.

В начале 60х годов Щедрин создает два крупных произведения, которые в полной мере позволяют говорить о зрелости его таланта. Первое из них — опера «Не только любовь» (1961 г.), второе — концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки» (1963 г.).

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"