Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Курские песни

В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Боян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

Песни, вошедшие в этот цикл, выстраиваются в определенный сюжет, в котором своеобразно раскрывается тема женского счастья. Это не просто прекрасные народные песни, а печальное сказание о горестной судьбе молодой женщины, чей брак, оказавшись несчастливым, стал причиной одиночества на всю жизнь, отчужденности в мужниной семье.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог — яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

В первой песне, лирической, протяжной, «Зеленой дубок» — мечты юной крестьянки о любви, о «милом дружке». В музыке удивительное сочетание древнего напева с изысканностью гармонического сопровождения.

Звонкой весенней радостью полнится вторая песня «Жавороночек», контрастная по отношению и к предыдущей, и к последующей песне «В городе звоны звонют», которая проникнута ровными, мягкими интонациями материнского благословения дочери, идущей под венец; здесь же и предвидение ее горестной судьбы в дальнейшем.

И вот трагическая кульминация цикла — песня «Да купил Ванька себе косу», в которой обсуждается семейная трагедия молодой четы. Близка ей по настроению песня «Соловей мой смутный», выражающая тоску одиночества женщины, живущей в чужой семье. Но все проходит, все личные беды растворяются в вечной жизни народа, и удалая плясовая «За речкою, за быстрою» завершает этот песенный цикл. Последние три песни цикла, стоящие именно в этом порядке, особенно динамичны; в них последовательно развивается состояние человека от чувства печали через напряженную трагическую кульминацию к оптимистическому заключению.

Чуткое постижение народно-песенного материала

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и "способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» — концерт для хора, удостоенный в 1980 году Государственной премии Российской Федерации. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры («Мороз и солнце.»; «Колечушко, сердечушко.»; «Мери», «Эхо», «Греческий пир» («Бог веселый винограда.»); «Камфара и мускус»; «Зорю бьют»; «Наташа» («Вянет, вянет лето красно.»); «Подражание корану» («Восстань, боязливый.»); «Стрекотунья, белобока.»), по содержанию не связаны между собой — единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Образный мир пушкинской поэзии привлекал композитора с первых дней творческой жизни, и сегодня по-прежнему вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична,: образно точна музыка к телефильму «Метель» по Пушкину. Даже! не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и| картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

Развитие современной музыки идет в сторону все большей усложненности музыкального языка, все большего обострения диссонантности звучаний. Потому свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски именно в этом направлении вызывают глубокое чувство признательности художнику — за внимание к тому, что есть лучшее в нас, в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития русской музыки Г. В. Свиридову присвоены звания народного артиста Российской Федерации, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий Российской Федерации. Будучи большим художником, Г. В. Свиридов и настоящий Гражданин, который много сил отдает своим обязанностям депутата Верховного Совета РСФСР и секретаря правления Союза композиторов Российской Федерации.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"