Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Т. Н. Хренников

«Сколько я себя помню, моей мечтой всегда была музыка. Мне не сразу предоставилась возможность заниматься ею, но для меня никогда не было никакой альтернативы. Это была моя единственная мечта. Я не допускал мысли об измене ей»,— сказал Тихон Николаевич Хренников. И вот уже пять десятилетий продолжается творческий путь этого замечательного музыканта.

В историю русской музыки он вошел как создатель произведений различных жанров — симфоний, инструментальных концертов, многих романсов и песен, музыки для кино. Наиболее известны его сочинения для сцены: четыре оперы, два балета, музыка к драматическим спектаклям, несколько оперетт.

Большинству произведений Т. Н. Хренникова присущи светлые, жизнеутверждающие образы; они придают его творчеству особое обаяние. И вместе с тем образный мир его музыки очень богат. В нем — чистосердечная радость и легкая безотчетная грусть, стремительное, безудержное движение и сосредоточенное раздумье; героика, напряженный драматизм, трагедийное начало.

Особенно ярко это проявилось в операх «В бурю», «Мать», в музыкальной хронике «Белые ночи». Эти произведения полны противопоставлений, контрастов: светлой задушевной лирики — и напряженного драматизма, радости бытия — и горестных, подчас мучительных переживаний. Но изображение самой напряженной борьбы, внутренней и внешней, не оттесняет, не перекрывает в музыке Хренникова торжества светлых гуманистических идеалов: прославление жизни всегда естественно вытекает из всего образного строя произведения. Композитор сознательно следует по этому пути. «О чем я пишу? О любви к жизни,— говорит он.— Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало».

Поэтому создаваемые им образы эмоциональны, выразительны, полны веры в высокие идеалы человечности, добра.

Старинный русский городок Елец на Тамбовщине, где родился и вырос будущий композитор, был довольно музыкальным городом: духовые оркестры в городских садах, домашнее музицирование создавали ту обстановку, когда, по воспоминаниям современника, «по вечерам музыка в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Городские романсы, народные и студенческие песни слышались из многих окон». Да и семья Хренниковых, большая, дружная, была источником многих музыкальных радостей: почти все ее члены играли на различных музыкальных инструментах, пели, что привлекало в этот дом немало друзей, тоже любивших музыку.

Очень рано впечатлительного мальчика коснулись волнения и буритой неповторимой эпохи революционных свершений, героических и трагических событий гражданской войны, в которой участвовали старшие братья будущего композитора.

Детские годы

«Мои детские годы совпадали с гражданской войной»,— вспоминает он. — К Ельцу подкатывалась армия Деникина, шли ожесточенные бои с конницей Мамонтова, частями так называемой Кавказской армии, с бандами белоказаков. Тревожное напряжение тех дней неизгладимо, навсегда врезалось в сердце вместе с т. н. Хренников, тихой поэзией мирной жизни родимого города и музицированием в яблоневых садах». Через два десятилетия эти впечатления воплотятся в музыкальные образы его первой оперы.

Частые музицирования старших рано приобщили мальчика к музыке. А потом начались первые уроки игры на фортепиано, первые попытки сочинять музыку — это были этюды, марши, вальсы, вокальные пьесы. Но настоящие музыкальные занятия начались довольно поздно: лишь в 1929 году шестнадцатилетний подросток приезжает в Москву, «чтоб уж заниматься музыкой как следует», и поступает в Музыкальный техникум им. Гнесиных.

Занимаясь сразу по классу композиции и классу фортепиано, он делает очень быстрые успехи. С благодарностью вспоминает он своего первого учителя по композиции М. Ф. Гнесина. «Михаил Фабианович был чрезвычайно талантливым педагогом. Несмотря на то, что наши занятия начинались с азов, уроки всегда проходили интересно. задания были увлекательными, интригующими. Все они были направлены к развитию композиторской фантазии и всегда носили художественный характер. Главное в его педагогической системе заключалось в том, что он стремился воспитать и нас не просто отличных музыкантов, но и настоящих граждан своей страны».

Музыкальное развитие его шло настолько успешно, талант его был настолько ярок, самобытен, что через три года он был принят сразу на второй курс консерватории в класс композитора В. А. Шебалина. Московская консерватория и в те годы, так же как и теперь, была средоточием музыкальной жизни страны: здесь преподавали прославленные музыканты того времени — Н. Я. Мясковский, А. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, Д. Ф. Ойстрах и другие, составившие гордость русской музыки. Жажда всезнания была так велика, что юноша искал все новые И новые источники, которые могли бы ее удовлетворить,— умная ли книга, дружеское общение или общение с искусством в концертах, на художественных выставках, на диспутах. Усиленно занимаясь по классу композиции, он мечтает одновременно обучаться и на фортепианном факультете. Вскоре он был принят в класс выдающегося пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"