Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Д. Б. Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский за долгую творческую жизнь создал множество талантливых произведений.

Большим успехом пользуются его сольные инструментальные концерты с оркестром — фортепианные, скрипичный, виолончельный, их с увлечением исполняют и прославленные мастера, и юные музыканты. Хорошо известны и другие крупные произведения Д. Б. Кабалевского — вокальносимфонические, камерные, оперы, симфонии.

А замечательные песни Кабалевского! С ними выросло не одно поколение советских людей. Пионерские песни Кабалевского звучали еще в 20е и 30е годы; потом, в грозную годину Великой Отечественной войны, они воспевали мужество и отвагу советских людей («Четверка дружная ребят», «Сын героя»). В них отразился и мирный созидательный труд послевоенных лет («Новый школьный год»), любовь к родному краю, любимой Отчизне.

Велико жанровое многообразие творчества Д. Б. Кабалевского: серьезные оперы — и легкая оперетта; сложные кантаты, хоровые сюиты — и бесхитростные детские песни; инструментальные сольные концерты — и миниатюры для начинающих музыкантов; симфонии, квартеты — и музыка для театра, кино. Во многих произведениях этого композитора нашли воплощение светлые образы детства, юности, исполненные высокой поэзии, романтической устремленности, нравственной чистоты и благородства.

Некоторые произведения композитор написал специально для участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Рондо для фортепиано, Рондо для скрипки) и для конкурса его имени (имени Кабалевского), проводимого в Куйбышеве (рапсодия «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, «Весенние игры и танцы», «Речитатив и рондо», «Вариации на французскую тему»). И не одно поколение молодых пианистов, скрипачей, виолончелистов начинают свою артистическую жизнь с исполнения произведений Д. Б. Кабалевского, находя в них созвучный себе образный мир.

Напряженная борьба и её изображение

Изображение самой напряженной борьбы, даже смерти никогда не оттесняет, не перекрывает в произведениях Кабалевского торжества светлых сил: прославление жизни, ее высоких целей; утверждение добра, пожалуй, основная направленность творчества этого выдающегося композитора современности. Она определена чутким «вслушиванием» в свое время, широким взглядом на мир, философским осмыслением жизненных явлений.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге, в семье служащего. Очень рано проявилась его разносторонняя одаренность. Еще учась в гимназии, он активно участвовал в издании гимназического журнала, писал для него стихи, увлекался спортом. Сильным было и увлечение театром — оно сделало способного мальчика непременным участником многих домашних и гимназических спектаклей. И хотя все эти увлечения не стали жизненным призванием, но помогли разностороннему развитию, созреванию в дальнейшем смог увидеть окружающий мир во всем его многообразии и передать в своем искусстве его различные краски.

По-началу среди всех этих увлечений музыке принадлежало отнюдь не первое место. Лишь с четырнадцати лет юноша начал понастоящему заниматься ею, когда в 1918 году семья переехала в Москву. Он поступил в Музыкальный техникум им. А. Н. Скрябина, а позже в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1929 году как композитор по классу Н. Я. Мясковского, а затем, в 1930 году, как пианист по классу А. Б. Гольденвейзера. Имя молодого музыканта было занесено на Доску отличия.

В первые же годы после окончания консерватории Д. Б. Кабалевский создал большое количество сочинений: «Поэму борьбы» для хора с оркестром, первые три симфонии, из которых третья — «Реквием памяти В. И. Ленина», Второй концерт для фортепиано с оркестром, музыку к драматическим произведениям («Школа злословия» Шеридана, «Мадам Бовари» Флобера, а также к пьесе советского драматурга А. Корнейчука «Гибель эскадры», позднее, в 1941 году, к радиоспектаклю «Дон Кихот») и кинофильмам, таким, как «Щорс», «Антон Иванович сердится» и другим. Отдельные песни из них, например, «Серенада Дон Кихота», а также инструментальные отрывки (например, скрипичная импровизация из кинофильма «Петербургская ночь») получили на концертной эстраде самостоятельную жизнь.

Музыка для детей

Уже тогда, в начале творческого пути, молодой композитор пишет и музыку для детей; целый ряд таких произведений он создал еще будучи студентом консерватории. Это были детские пьесы для фортепиано, легкие сонатины (отдельные из них включены в сборники — «Из пионерской жизни», «30 детских пьес для фортепиано»), а также детские песни на слова О. Высотской, А. Пришельца, А. Барто для детского хора и фортепиано. В песнях, инструментальных пьесах с большой теплотой отразил Кабалевский внутренний мир своих маленьких современников, их мечты и желания, их дела. Большинство этих пьес, прочно вошедших в школьный и концертный репертуар юных исполнителей, написаны для фортепиано, но нередко звучат и в переложении для других инструментов — для скрипки, виолончели, баяна, что говорит о их большой популярности, доступности.

В 1938 году Д. Б. Кабалевский создал свою первую оперу «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон»). Эта опера вызвала живой интерес нашей публики и горячее сочувствие Ромена Роллана — французского писателя и музыковеда, роман которого был положен в основу либретто. Тема оперы, несмотря на отдаленность изображаемой эпохи (действие происходит в XVI веке, во Франции), во многом созвучна нашему времени: прославляя сильную, талантливую личность из народа, композитор показал столкновение интересов народа и тиранической власти всесильного герцога.

Герой оперы Кола — бургундский крестьянин, талантливый народный умелец, резчик по дереву, неунывающий балагур и весельчак. Его жизнь проходит в труде и оттого кажется ему прекрасной, исполненной высокой поэзии. Во всем, что он делает — возделывает ли землю, обрабатывает ли свой виноградник, вырезает ли из дерева прекрасные человеческие фигуры — проявляется его увлеченность, душа художника. Особенно покорили композитора «неистребимый оптимизм Брюньона, вся его философия, пронизанная любовью к жизни, к своему народу, к искусству, весь его жизнерадостный облик.».

Отношение Кабалевского к своему герою вылилось в возвышенную, поэтическую музыку, глубоко человечную и полную светлой одухотворенности, радостной приподнятости. В ней гармонично сочетаются многие элементы, свойственные русской опере вообще и творчеству Кабалевского в частности: жизненная правдивость образов и их яркая красочность, картинность; нежная лирика и грубоватый народный юмор; уравновешенность широкой мелодичности и выразительных речитативов.

Интересны в опере отдельные сольные и хоровые сцены

Интересны в опере отдельные сольные и хоровые сцены, напоминающие подлинные бургундские песни (эти песни композитор внимательно изучал, прежде чем приступить к созданию оперы). Таковы арии и песни Кола, Селины (его бывшей возлюбленной), хор сборщиц винограда и другие номера.

«Я получил клавир «Мастера из Кламси»,— писал композитору Ромен Роллан,— и играл его много раз с большим удовольствием. Я думаю, что Вы сможете рассчитывать на живой успех у публики, так как сочинение это ясное, полное жизни, движения. Ваше сочинение — одно из лучших, которые я знаю в Новой русской музыке, написанной для сцены».

Музыка оперы впечатляет народностью, ярко выраженным национальным колоритом. Сам Дмитрий Борисович писал: «Не удивлюсь, если в какихнибудь мелодиях, которые я считаю своими, особенно в таких эпизодах, как танцы, песни, хороводы, окажутся вкрапленными попевки из французских народных песен».

Вообще музыку этой оперы композитор сознательно стремился наполнить духом музыки французского народа, но при всем том «сохранить собственный музыкальный стиль» и, отображая эпоху XVI века, «разговаривать языком сегодняшнего дня». Это очень важное признание, ибо во всех последующих произведениях он говорит не только «языком сегодняшнего дня», но и о сегодняшнем дне.

Великая Отечественная война провела резкую границу в жизни советских людей и определила новую тематику всего советского искусства. В самых различных произведениях того времени отображен могучий, несгибаемый дух советских людей, их готовность к трагическим испытаниям. Многие художники, чутко реагируя на происходящее, выразили это в своем творчестве, Д. Б. Кабалевский был среди них. Такие его сочинения, как кантата «Родина великая», хоровая сюита «Народные мстители», опера «В огне», посвященная обороне Москвы, создавались под впечатлением происходивших тогда событий. Из них лишь опера «В огне» осталась малоизвестной. Зато кантата и сюита с большим успехом исполнялись фронтовыми ансамблями — и целиком, и отдельными частями — на передовых позициях, в госпиталях.

Сцена из оперы «Кола Брюньои» в постановке Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. НемировичаДанченко. Ласочка — Ю. Абакумова, Кола — Л. Болдин.

Композитор нередко выезжал на передовую, где общался с теми, для кого создавал свою музыку.

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"