Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Песня-реквием «Вы жертвою пали»

Как ответ на вызов самодержавию звучит революционная песня-реквием «Вы жертвою пали». Она начинает собой третью часть симфонии — «Вечная память». Сурова и торжественна мелодия этой песни при первом своем проведении, неторопливый, размерный ритм, словно тяжелая поступь многотысячной толпы, придает ей характер траурного шествия. Эта тема, видоизменяясь, развиваясь, звучит все более утверждающе и властно — словно одна и та же мысль, проникая в сознание различных людей, становится объединяющей идеей.

Развитию этой песни посвящен весь первый раздел третьей части симфонии. Здесь же звучат напевные и широкие мелодии таких революционных песен, как «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу», которые связаны между собой интонационно. Эти вольнолюбивые песни, прославляющие свободу и борьбу за нее, как бы предсказывают дальнейшее и в то же время помогают преодолеть скорбное, подавленное состояние, навеянное образом песни «Вы жертвою пали».

Энергичные ритмы пронизывают и средний раздел этой части, в котором получают развитие интонации еще одной революционной песни «Здравствуй, свободы вольное слово!». Динамика звучания становится все более напряженной, и в кульминационный момент как торжественная клятва звучит призыв «Обнажите головы!». Не скорбь и боль отныне движут людьми, а мужественный протест, гнев и возмущение.

Стремительным ураганом, очистительной бурей врывается финал симфонии — «Набат». В нем, словно всполохи зарниц, проносятся мелодии революционных песен «Беснуйтесь, тираны!», «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка». Это уже не просто предчувствие великих событий, а их начало.

Лавина музыки стремительно несется, втягивая в свой круговорот все новые и новые силы. Создается впечатление разыгравшейся грандиозной стихии.

Конец финала непосредственно перерастает в большую, развернутую коду, в которой образ восставшего народа рисуется необычайно ярко. «Вспышки» отдельных мелодических отрывков постепенно затихают, и у литавр остается лишь ритм песни «Беснуйтесь, тираны!». А на смену ему снова как напоминание о прошлом звучит мелодия «Гой ты, царь, наш батюшка!». Но нет больше мольбы и плача в интонациях этой песни.

Мрачная тишина

И опять, в который уж раз, остается лишь мрачная тишина пустынной Дворцовой площади. На фоне этой мертвенной музыки, словно печальная память о минувшей трагедии,— тема «Обнажите головы!». Этот скорбный монолог — лирическое слово «от автора», горестное размышление о бесчисленных жертвах.

Мощные удары набата, ворвавшийся стремительный вихрь выносят на поверхность мелодии песен «Гой ты, царь, наш батюшка!» и «Обнажите головы!». Этот напев растет и звучит, наконец, как призыв, как предчувствие грядущей, окончательной победы.

Таково завершение этой грандиозной симфонии.

Впервые Одиннадцатая симфония прозвучала в Москве 30 октября 1957 года. А 3 ноября ее исполнил в Ленинграде оркестр филармонии под управлением Е. Мравинского. Симфония сразу же была высоко оценена нашей музыкальной общественностью. В 1958 году она прозвучала и за рубежом. После исполнения ее во Франции парижские газеты писали: «Эта симфония — монументальная фреска, одновременно музыкальный фильм и революционная песня, эпопея и порыв веры. Здесь слышишь треск пулеметов, грохот пушек, голоса тех, кто идет с пением, потом кричит под пулями и оплакивает своих мертвых».

Теме революции Д. Д. Шостакович посвятил и свою следующую, Двенадцатую симфонию «1917 год». По своему содержанию она перекликается, с Одиннадцатой.

Многое роднит их: единство темы (воплощение идеи Революции), места событий (Петроград), образ народа как главного участника, вершителя событий, двигателя истории, показ его как действенной, активной силы. В обеих симфониях нет лирических самовысказываний, свойственных другим симфониям Шостаковича. Мир личных переживаний здесь отступает на второй план.

Но вместе с тем Двенадцатая симфония значительно отличается от предыдущей. Прежде всего композитор отказался от прямого цитирования старых революционных песен. И хотя отдельные их интонации звучат в этой симфонии, но воспринимаются они как собственные мелодии композитора — настолько они изменены, да и сам образ Революции предстает здесь более обобщенным. Хотя четыре части этой симфонии и имеют определенные названия, но они не изображают отдельные происходящие события, а выражают различные грани одной и той же идеи — идеи победы Революции.

В Двенадцатой и особенно в Одиннадцатой симфонии явственно проступает тяготение Д. Д. Шостаковича к песенности, к слиянию вокального и инструментального начал; дальнейшие творческие поиски композитора лежат именно в этом направлении.

Тринадцатая симфония написана уже для оркестра, солиста и хора басов

Ее литературной основой стали стихи Е. Евтушенко. Музыка и слово являются в ней равными компонентами для выражения не только сложных движений человеческой души, но конкретных событий — личных или исторических, которые составляют основу содержания того или иного произведения.

Тринадцатая симфония явилась новым шагом в утверждении Шостаковичем новых принципов программности, которые отныне стали для него ведущими. События далекого и недавнего прошлого определили содержание симфонии, и их описание соседствует с размышлениями и лирическими высказываниями композитора.

Замысел симфонии возник не сразу. Сначала композитор сочинил одночастную вокально-симфоническую поэму «Бабий Яр», где наравне с трагедийными образами звучат гневный протест, обличение жестокости. Но вскоре появилась мысль о создании многочастного симфонического произведения, которое развило бы эту обличительную идею. Так возникла Тринадцатая симфония. Содержание ее типично для Шостаковича — обличение зла и утверждение светлого гуманистического идеала.

В симфонии пять частей. Каждая из них представляет самостоятельную картину, со своей линией развития, своим характером музыкального изложения, своей поэтической темой. Это «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера».

В последующие годы усиливается общественная деятельность Д. Д. Шостаковича. Он депутат Верховного Совета Российской Федерации нескольких созывов, делегат двух съездов КПСС, член Советского комитета защиты мира, почетный член многих академий мира, почетный доктор различных зарубежных университетов, кавалер многих почетных орденов. Д. Д. Шостакович часто выезжает за границу, где выступает с трибуны съездов, конгрессов, достойно представляя наш народ.

В 1954 году Всемирный Совет Мира присудил Д. Д. Шостаковичу Международную премию мира. «Подлинная культура,— сказал композитор,— всегда служит миру, следовательно, и знакомство с культурой любого народа, познание ее уменьшает опасность войны, повышает шансы мира. И чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру и на жизнь ближнего и дальнего, на жизнь любого человека».

Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"