Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Историки музыки причисляют этого великого немецкою композитора к венской классической школе. И дело Не только в том, что, родившись в Бонне, Бетховен большую часть жизни провел в Вене. Бесконечно важнее то, что сам строй его мыслей, сам дух и стиль его музыки связаны с творчеством Глюка, Гайдна и Моцарта. И не •только их. Бетховену оказались близки многие явления европейской художественной культуры, возникшие в русле классицизма, и, органично претворив их в своих сочинениях, он достиг вершин в эволюции этого направления. Молодость Бетховена пора, когда закладывались основы его личности, пришлась на эпоху Просвещения, и его сочинения несут на себе отпечаток ее философии и эстетики, ее литературы и искусства. Очевидно, этим в значительной мере объясняется логичность мышления композитора, ясность форм, создаваемых им, величайшая продуманность всего художественного замысла и отдельных деталей его произведений. Присущее им потрясающее тембровое богатство, тонкий звуковой колорит, удивительное разнообразие и новизна гармоний никогда не заслоняют их строгой архитектоники. Примечательно и то, что полнее всего Бетховен проявил себя в жанрах сонаты и симфонии, которые окончательно сложились и обрели совершенство именно в эпоху Просвещения и именно у венских классиков Гайдна и Моцарта. Однако сонатами и симфониями вовсе не исчерпывается наследие композитора; в нем множество произведений и других жанров, таких, как увертюра, концерт, камерный ансамбль, вариации, фантазии, песни, музыка к театральным представлениям, опера, балет, месса, кантата, оратория. Углубленное философское размышление и светлая созерцательная лирика, народная жанровая сценка, пастораль и погружение в бездонную пучину человеческого горя, страдания все было подвластно гению Бетховена, все получило выражение в его необъятном, словно космос, наследии. И все же в самых прославленных своих творениях он с грандиозным размахом воплощает героические образы, показывая их поистине титаническую борьбу с силами мрака. Суровый драматизм, непреклонное мужество, напряженное противостояние сил и, наконец, финальное торжество света и радости вот художественный замысел многих его сочинений. Чем же было обусловлено столь сильное тяготение Бетховена к героическим образам, к идее борьбы? Несомненно, в первую очередь складом его личности. Однако чрезвычайно важным оказалось и то сильнейшее воздействие, которое оказала на композитора Великая французская революция. Ее отголоски разнеслись по всей Европе и, уж конечно, достигли рас В то время Бетховен еще состоял придворным музыкантом в боннской капелле. (Впоследствии, переехав в Вену, композитор больше никогда ни у кого не служил.) Он бывал на спектаклях обосновавшейся в Бонне одной из лучших немецких театральных трупп и, вероятно, видел пьесы Вольтера, Бомарше, Мольера, Шекспира, Лессинга. В Бонне ставились оперы Перголези, Пиччинни, Чимарозы, Сальери, Гретри, Филидора, Монсиньи, и Бетховен на репетициях разучивал с певцами партии. Несколько позже молодой музыкант в качестве оркестранта принимал участие в постановке многих популярных опер того времени; среди них были и пользовавшиеся наибольшим успехом гениальные творения Моцарта «Похищение из Сераля», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро». Благодаря гастролировавшим в Бонне труппам он услышал оперы Глюка, оказавшие на него немалое влияние. Античные сюжеты, возвышенность характеров, обилие героических ситуаций и глубокая эмоциональность музыкальных трагедий Глюка послужили Бетховену импульсом для создания ряда его музыкальных образов. Очень многое Бетховен почерпнул из занятий с музыкантом и литератором Христианом Готлобом Нефе, который внимательно изучал с ним наследие И.С.Баха, а также произведения живых современников Бетховена Ф.Э.Баха, Гайдна и Моцарта. Музыка этих композиторов, особенно уже давно любимого им Моцарта, настолько захватила и увлекла его, что он добился встречи с Моцартом, который предсказал ему несомненный успех. (Впоследствии Бетховен неоднократно встречался и даже брал уроки у Гайдна.)



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"