Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

ТУЛЬСКИЕ НОВОСТИ

Так появилось произведение, ознаменовавшее новую эпоху в жизни оперного театра, лирическая комедия, где слились различные оперные жанры и традиционные элементы каждого были использованы очень своеобразно. Моцарт применяет оперные формы, не считаясь с тем, в рамках какого оперного жанра и в связи с каким типажем они сложились. Например, патетическую арию, которая возникла в опересериа и обычно характеризовала в ней какую-либо высокородную героиню, он вкладывает в уста служанки Сюзанны. Точно так же и строй музыкальной речи героев, богатейший по своему интонационному материалу, выражает различные оттенки их чувств, рожденных теми или иными обстоятельствами, раскрывает личность человека, а не его принадлежность к тому или иному типу оперных персонажей. «Свадьба Фигаро» открывается увертюрой. Моцарт не включил в нее музыкальные темы оперы, но своим эмоциональным и интонационным строем увертюра чрезвычайно близка сценическому действию и готовит к его восприятию. Премьера оперы, состоявшаяся в 1768 году, имела огромный успех в Вене. Но недруги Моцарта сумели подстроить так, что на следующий год ее сняли с репертуара. Зато она увидела свет в Праге столице Чехии, крупнейшем культурном центре того времени, и имела там грандиозный успех. Мелодии из «Фигаро» звучали буквально повсюду, так что музыка оперы стала поистине народной. Московской консерватории и перевод текста с итальянского на русский язык сделал Петр Ильич Чайковский. Кроме того, он заново написал речитативы применительно к русскому тексту. Впоследствии известный русский нотоиздатель П.И.Юргенсон издал клавир оперы с этим переводом и речитативами, так что в нашем сознании музыка Моцарта нераздельно слилась с текстом Чайковского. И в этом слиянии двух величайших гениев есть нечто символическое. С оперной музыкой Моцарта глубоко связаны его инструментальные сочинения. Более того, в симфониях, сонатах, ансамблях, концертах композитора, несомненно, чувствуется воздействие музыкального и даже романтического театра его времени. Сами жанры симфонии, концерта, сонаты, квартета, сама сонатная форма несут на себе отпечаток сильнейшего влияния театрального искусства. Инструментальную музыку Моцарт писал с юных лет и создал бесчисленное количество произведений. Но те из них, которые появились в последнее десятилетие творчества композитора, поражают неповторимостью художественного замысла, образов, абсолютной индивидуальностью тематизма и выразительных приемов. По необычайной психологической глубине, тонкости они не имеют равных ни в наследии предшественников Моцарта, ни в творчестве его современников. Моцарту принадлежит более сорока симфоний. Три из них, самые знаменитые, были созданы в одном и том же 1788 году. Тем более удивительно, что они совершенно не похожи одна на другую. Симфония Мибемоль мажор (39) жизнерадостная, светлая, многие ее темы носят танцевальный характер. В мажоре написана и симфония 41 (До мажор), которая благодаря присущей ей величественности, монументальности получила (но не от самого Моцарта) название «Юпитер». А вот в созданной между ними симфонии 40 композитор вновь обращается к тональности соль минор, в которой он сочинил одно из самых известных своих юношеских произведений симфонию 25. Да и по настроению они близки между собой. Проникновенная лирическая экспрессия, трепетная взволнованность вот что объединяет их. Однако Сороковая симфония творение уже зрелого мастера, достигшего высот художественного совершенства. Почему это произведение стало одним из самых популярных образцов классической музыки, чем привлекло оно миллионы слушателей? Прежде всего тем, что внимание в нем сосредоточено на человеческой личности. Стремление к свету, ясности и недостижимость идеала, неразрешимость коллизий, красота человеческих чувств и горькое сознание несовершенства бытия, неосуществимости мечты все выражено с захватывающей искренностью, задушевностью и потому вызывает живой эмоциональный отклик. Сочетание редкой простоты, естественности высказывания и вместе с тем удивительной гармоничности, законченности форм уже не одно столетие вновь и вновь покоряет и профессионалов, и любителей музыки.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"