Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Не все произведения композитора исторически равноценны: значительная часть его детских и ряд юношеских опусов представляют чисто познавательный интерес для исследователя. Естественно, что в современный концертный и оперный репертуар входят лишь те сочинения, в которых с особой силой сконцентрировались и смысл творческих исканий Моцарта, и его индивидуальность: они действительно являются кульминацией всего пройденного им сложного пути. Но многие из тех произведений, которые пока мало известны слушателю, так как слишком редко исполняются, еще ждут своего возрождения и достойны того, чтобы перед ними открылась долгая жизнь на концертной эстраде и оперной сцене. Конечно, на страницах настоящего издания мы сможем разобрать лишь единичные, самые знаменитые сочинения композитора, представляющие различные области его творчества. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что первым среди равных жанров для него была опера. Когда речь заходит о музыкальном театре, Моцарта часто сравнивают с Шекспиром. Композитора и драматурга отделяют два века; творчество их во многом различно. Но обоих роднят реалистические принципы художественных методов: полнота, многосторонность и живость обрисовки человеческих характеров; раскрытие образов в их развитии и взаимодействии; единство типического и индивидуального; убедительность поступков героев; контрасты трагического и шутливого; сочетание лирики с иронией; вплетение элементов фантастики в реальные события. Какая богатая галерея художественных образов создана в моцартовских операх! Каждый персонаж неповторимая личность и вместе с тем обобщенный человеческий тип. Возвышенные и комические, нежные и задорные, умные и простоватые все они изображены психологически достоверно, метко, естественно. Как и Глюк, Моцарт был великим реформатором оперы. Правда, он не столь резко ломал традиции. И все же, преобразуя и обновляя оперные жанры и формы, он продвинулся вперед не менее далеко. В целом его оперное творчество оказалось более жизнеспособным. Сфера Глюка героическая трагедия, античные сюжеты, величественные образы, стоящие вне социальной и бытовой характеристики. Сфера Моцарта комедия и драма, поднятые на уровень высокого искусства. Этические и социальные идеи воплощены здесь в образах, близких к окружающей действительности. Моцарт не прошел мимо оперысериа. Он по-своему видоизменил этот жанр, учтя нововведения Глюка. Его лучшая опера в этом жанре «Идоменей» (на мифологический сюжет) поставлена в 1781 году в Мюнхене. Но не этот жанр характерен для Моцарта. Его театральные произведения вообще перерастают традиционные жанры. Они образуют синтез современных ему видов оперного творчества. Черты веселой, сентиментальной оперыбуффа и отчасти оперысериа сплавились в его оперекомедии «Свадьба Фигаро» (1786, Вена) и опередраме «Дон Жуан» (1787, Прага). Композитор назвал оперу «Дон Жуан» «веселой драмой». Он дал собственную трактовку старинной испанской легенде, многократно использованной в литературе и театре, соединив в одном сочинении комедию и трагедию. На основе венского зингшпиля и других видов оперы с использованием жанров песни, хорала, фуги возникла операсказка «Волшебная флейта» (1791). Текст «Волшебной флейты» написал антрепренер и актер Э.Шиканедер, который поставил эту оперу на сцене руководимого им театра в предместье Вены. У Моцарта, как и у Глюка, музыка слита с драмой. Но автор «Ифигении» считал музыку «служанкой поэзии», а для Моцарта поэзия являлась «послушной дочерью музыки». Глюк делал упор на музыкальную декламацию, Моцарт сохранил первенство за певучей мелодией. Глюк изгнал «сухой» речитатив и пользовался ариозным, эмоциональнонаполненным речитативом, сопровождаемым оркестром. Моцарт не отверг «сухого» речитатива, исполняемого под аккомпанемент клавесина. Он мастерски использовал его в диалоге, придав ему живость и естественность речевых интонаций. Но и «сухой», и аккомпанированный речитативы для творца «Свадьбы Фигаро» имели второстепенное значение. Главный интерес его был сосредоточен на развитых вокальносимфонических формах арии и ансамбле. Ария давала развернутую характеристику образа, ансамбль служил средоточием действия и дополнял характеристику персонажей.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"