Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Таким образом, в этой симфонии, как, впрочем, и во многих других, Гайдн создает яркий контраст между медленным, сосредоточенным вступлением, передающим настроение серьезного раздумья, и светлой по колориту, искрометновеселой экспозицией. В разработке же все темы сталкиваются в бурном круговороте. Особенно активен первый мотив главной партии. Он звучит в разных тональностях, в разных голосах оркестра. При этом часто используется до неузнаваемости преобразованная тема вступления, а «под занавес» возникает побочная партия и тоже получает интенсивное развитие. К концу разработки драматическое напряжение доходит до высшей, кульминационной точки. Разрядка же наступает в репризе, где все темы экспозиции проходят в основной тональности. Отсутствует здесь только тема вступления, но зато она словно «берет реванш» в коде, появляясь там и в своем первоначальном, и в своем измененном виде. Итак, в первой части этой симфонии чрезвычайно большое место занимает тема вступления. Вторая часть симфонии написана в неторопливом темпе (анданте) и в форме двойных вариаций, т.е. вариаций на две темы. В процессе развития темы чередуются и варьируются, к основным мелодиям присоединяются подголоски, пассажи, возникают новые тональности. Но образное значение тем не меняется. Третья часть один из характернейших менуэтов Гайдна. Ритмически острым, резко акцентированным, «размашистым» крайним частям контрастирует плавная, грациозная средняя часть, которая традиционно называется трио. Но вот тихо зазвучали валторны словно доносящиеся издалека сигналы охотничьих рожков. Им отвечает веселый, «остренький» мотив скрипок. Его подхватывают флейты, гобои, фаготы, контрабасы. Все приходит в движение. Так начинается быстрый танцевальный финал симфонии. Написанный в форме рондосонаты, он весь вырастает из этой первой темы, в основу которой положена простодушная хорватская песенка и «золотой ход валторн» простейшая, широко распространенная последовательность интервалов. Здесь Гайдн демонстрирует блестящее владение самыми разнообразными, в том числе и полифоническими, приемами развития и с их помощью, как и в большинстве своих симфоний, создает красочную картину народного празднества. Симфония с тремоло литавр вобрала в себя самые характерные черты стиля Гайдна. К вершинным творениям композитора принадлежат и его оратории «Сотворение мира» и «Времена года». Обе они написаны под впечатлением от ораторий Генделя, которые Гайдн слышал в Лондоне. В их основе английские литературные источники: поэма Мильтона «Потерянный рай» и поэма Томсона «Времена года». Сюжет первой оратории традиционно библейский: картина сотворения мира и жизнь Адама и Евы в земном раю. При всей возвышенности и грандиозности темы произведение в целом носит характер идиллии. Религиозным образам придана наивнобытовая и натуралистически обыденная окраска. Библейская легенда представила к тому же повод для живописного воспроизведения разнообразных картин природы.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"