Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Несколько лет назад, предваряя концерт, в котором исполнялась кантата Гайдна «Выбор капельмейстера» и сочинение Керубини «Траурная песнь на смерть Гайдна», наш прославленный дирижер Г.Н.Рождественский признался, что «столкнулся с большой проблемой. Что сказать о Гайдне? Ведь это все равно что рассказать о вселенной; с какого конца, с какого начала подойти к такому громадному явлению? Как преодолеть сложнейший и хитроумнейший парадокс, заключающийся в том, что, с одной стороны, Гайдн личность хрестоматийная, а с другой стороны оригинальнейший творец, до сих пор, как это ни странно, принимая во внимание его огромное наследие и гигантскую популярность, совершенно неизвестный? Как освободиться от мертвящего гипноза трех предметов, вернее трех понятий, прочно связанных в нашем восприятии с именем этого великого композитора? Эти предметы понятия суть: парик Гайдна, мраморный бюст Гайдна и изображение Гайдна на картонных папках с надписью «Мюзик», которые уже много лет являются непременной принадлежностью юных музыкантов, хранящих в этих папках этюды Черни, Донта, Дотцауэра и иже с ними. Мне кажется, что для понимания феномена Гайдна, для проникновения в прекраснейший мир его музыки, для того, чтобы быть в состоянии сопереживать его творения, нужно поближе познакомиться с Гайдномчеловеком и постараться забыть о Гайдне герое учебников истории музыки, о парике, мраморном бюсте и картонной папке». Итак, если вместо учебников открыть, к примеру, посвященную Гайдну книгу Стендаля, то мы узнаем, что уже в восемь лет, став певчим в хоре мальчиков при капелле знаменитого готического собора святого Стефана в Вене, юный музыкант работал не меньше чем по шестнадцать часов в день, а то и по восемнадцать: «В том возрасте, когда он начал сам сочинять, у него уже выработалась привычка к труду». Было время, когда музыку Гайдна считали наивной или сухой, видели в ней лишь учебный материал для начинающих музыкантов. В нашей стране на концертных эстрадах и сейчас редко звучат произведения этого композитора, а если и звучат, то в основном одни и те же. Неужели исполнители и впрямь считают, что остальные были лишь данью обременительным служебным обязанностям композитора? Между тем младший современник Гайдна Стендаль утверждал, что «Гайдн, находивший в музыке такое множество прекрасных идей, всегда ощущал огромное удовольствие от самого процесса творчества, которое, бесспорно, относится к числу наивысших наслаждений, доступных человеку. Гайдн, создавая в своем воображении симфонию, бывал всегда полностью счастлив; ему оставалось лишь испытать чисто физическое наслаждение услышать, как ее исполняют, и чисто духовное увидеть, как ей рукоплещут». Слова Стендаля начисто опровергают бытующее порой мнение, что Гайдн, особенно на склоне лет, был «пропитан» педантизмом и назидательной скукой. На самом же деле и об этом ярче всего свидетельствуют его произведения композитор был на редкость свежим и бодрым человеком, полным творческих сил и молодого задора. Он стал достойным сыном того великого поколения, к которому принадлежали Дидро и Руссо, Шиллер и Лессинг.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"