Радио Визави Тула
               
 

НОВОСТИ


 
Вход | Регистрация
В онлайне - 1
Гостей - 1
Авторизирован. - 0:

 

Новость часа


 

Тульская афиша


 

Музыка на Визави


 

 

Проект «История музыки»

Свои оперы Люлли называл «лирическими трагедиями». Слово «лирическая» в данном случае означало «поющаяся». Люлли сознательно подражал напевной, возвышенной декламации, характерной для французской трагедии, и потому основу его оперы составляет драматически насыщенный, патетический, декламационный монолог. Выразительность поэтического слова определяет и мелодический склад ариозо, чередующихся с монологами. Зато арии у Люлли обычно выражают ясность возобладавшего чувства, создают единый, целостный образ. Как правило, они невелики и мелодии их достаточно простые. С точки зрения композиции строго распланированные и драматически цельные оперы Люлли также напоминают трагедии Корнеля и Расина и состоят из пяти актов с прологом, обычно возвеличивающим Людовика XIV, и финальным апофеозом. Монументальные, с великолепными декорациями, исполнявшиеся в сопровождении большого по тем временам оркестра, они включают хоровые и балетные сцены, несущие на себе отпечаток театрализованного быта королевского двора. Люлли создал и классический тип французской увертюры. Ее первая величавая, медленная часть обычно сопутствовала появлению короля в зрительном зале. Вторая быстрая, полифоническая характеризовала само действие оперы. Иногда увертюру завершала третья часть вновь медленная. Люлли творил в эпоху торжества абсолютной монархии. Не забудем, что покровительствовавший ему Людовик XIV любил повторять: «Государство это я». Несомненно, дух времени проник в произведения композитора. Обращаясь к сюжетам античности и средневековья, он воплощал на их материале идеи величия страны, героики, воинской славы. Излюбленный персонаж опер Люлли геройвоин. Таков Рено в опере «Армида» на сюжет из знаменитой поэмы «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, таковы Тезей и Персей в одноименных операх, написанных на основе античных мифов. Конечно, в операх Люлли немалую роль играла и любовная интрига, но при этом настойчиво утверждалась мысль о том, что долг выше чувства, а воля к подвигам неминуемо побеждает «волшебные соблазны». Наследникам Люлли не удалось удержаться на достигнутой им высоте, и лирическая трагедия постепенно «спустилась со своего пьедестала». Драматические коллизии уступили место развлекательным эпизодам, величественные, мужественные герои сменились элегантными, галантными придворными кавалерами. Опера все больше напоминала дивертисмент чередование красочных сцен, в которых зрелищное начало доминировало над содержательным, а развитие действия в любой момент прерывалось рами. Правда, и в XVIII веке судьба подарила этой стране талантливейшего оперного композитора Жана Филиппа Рамо. Его оперы «Кастор и Поллукс», «Дардан», «Зороастр», операбалет «Галантная Индия» изобилуют мелодически развитыми речитативами, развернутыми, насыщенными тематизмом ариями. Гармонический язык автора отличался новизной и разнообразием, инструментовка изобретательностью и красочностью.



Рекомендуем:

©  Радио "Визави" ООО "Приток"

Разработка, поддержка, программное обеспечение: "СВ-Дизайн"